Парадонтология

ШИНИРОВАНИЕ ЗУБОВ

Современная ветеринарная стоматология расширяет возможности терапевтического лечения подвижных зубов.
Показания: травма, заболевания пародонта, ретенция после ортодонтического лечения.
Травма: в случаях механического удара фронтальная группа зубов (резцовых зубов и клыков) может быть полностью травмирована, если целостность выбитого зуба не нарушена, вероятность его сохранения велика, особенно у молодых пациентов. Зуб повергшийся механическому воздействию, стабилизируют, объединяя его шиной с соседними. Далее наблюдают, за заживлением связки периодонта и рентгенологически за перестройкой костной структуры лунки.
Заболевания пародонта: шина фиксирует подвижные зубы с упором на здоровые не подвижные зубы. Рекомендовано при сохранении подвижности зубов, что может привести к потере зубов, нарушению жевательной функции. Отдельно взятые зубы в качестве опоры не пригодны, но если шинировать несколько зубов вместе, тогда создается боле мощная, не подвижная опора, что необходимо для достижения лечебного эффекта, т.е. снятие воспалительного процесса с пародонта, укрепление его структуры и соответственно полное или частичное устранение подвижности зубов.

Ретенция после ортодонтического лечения: после ортодонтического лечения необходимо закрепить (зафиксировать) достигнутый результат. В противном случае возможно перемещение зубов в исходное положение.

Шины в зависимости от сроков фиксации делятся на краткосрочные, долгосрочные, постоянные шины.

Краткосрочные шины - при подвывихе или полном вывихе зуба. Распространенный способ срочного шинирования - фиксация выбитого зуба с упором на здоровые соседние с помощью проволоки и композитного материала.

Долгосрочные шины - используются в случаях если необходимо иммобилизировать зубы на срок от нескольких недель до нескольких месяцев.

Постоянные шины - как правило это коронки изготовленные из специального материала, фиксированные на зубах, соединенные между собой. В ветеринарии используются редко.

Несъемные шины перед съемными имеют ряд преимуществ:
- лучше обеспечивают иммобилизацию подвижных зубов и предотвращают их скученность;
- не затрагивают ткани десны;
- удобно проводить санацию шины;
- компактны, не увеличивают размер зубного ряда;
- не могут быть произвольно сняты пациентом, при нежелании носить их;

ШИНИРОВАНИЕ

Шинирование предохраняет от повреждения и смещения подвижные зубы. Как правило, перед этой процедурой проводят комплекс мероприятий профессиональной гигиены полости рта (в т.ч. удаляют зубной камень).

Шинирующая конструкция должна включать устойчивые зубы, чтобы они могли поддерживать ослабленный периодонт подвижных зубов. Процедура обеспечивает надежную стабилизацию зубов в течение длительного периода.

В случае сильного разлитого поражения пародонта иногда приходится удалять часть зубов. При этом на зубы-антагонисты (расположенные напротив удаленных зубов) приходится дополнительная нагрузка, которая усугубляет патологическую подвижность зубов. Под влиянием нагрузки дистрофия пародонта начинает быстро прогрессировать, что приводит к резкому возрастанию подвижности оставшихся зубов. Кроме того, даже если удаление зубов не было произведено, а зубы из-за патологического процесса в пародонте имеют высокую подвижность (зубы с выраженной потерей костной ткани периодонта более 1/2 длины корня, состояние зуба после резекции верхушки корня), их необходимо укрепить, чтобы обеспечить покой околозубных тканей (что снизит воспалительный процесс), перераспределить нагрузку на группы зубов с тем, чтобы сила давления на каждый зуб не превышала поддерживающих возможностей пародонта, предупредить миграцию зубов.

Чем больше зубов включено в шину, тем лучше эффект от шинирования. Хорошие результаты дает шинирование фронтальной группы зубов (резцов и клыков).
Временные шины накладывают на срок от нескольких недель до нескольких месяцев. При этом создаются благоприятные условия для терапевтического и хирургического лечения. Временные шины накладывают иногда при травмах челюсти, приведших к частичному расшатыванию зубов и нарушению зубного ряда. В качестве временных использую: проволочные конструкции, различные конструкции из быстротвердеющих пластмасс, стекловолоконных лент.

Техника шинирования с помощью армирующего материала - усиливающих волокон (стекловолокна), адаптированных на композите и размещенных на фронтальной (лабиальной - со стороны губы) и лингвальной (со стороны языка) поверхностях зубов. Если необходимо шинировать зубы верхней и нижней челюсти, ветеринарный врач обращает внимание на прикус животного, как правило на верхней челюсти фиксирующая конструкция располагается фронтально на поверхности зубов, а на нижней челюсти лингвально.
Поскольку на шинированные зубы приходится достаточно большая нагрузка при жевании, техника усиливающих волокон с нанесением армирующего материала только на внутреннюю и жевательную поверхности зубов не позволяет достичь длительного результата шинирования. Поэтому существуют методики, усиливающие конструкцию и позволяющие продлить результат шинирования. В этих случаях армирующий волоконный материал наносится не только с лингвальной, но и с фронтальной поверхности зубов. Края материала стыкуются между собой или завязываются в узел, а сама лента наносится восьмеркообразно. Возможно нанесение армирующей ленты в два параллельных ряда (при высоких коронках зубов, у крупных собак) на расстоянии 1,5-3 мм друг от друга. Такие методы шинирования успешно используются как для временной, так и для постоянной фиксации. К преимуществам метода относят высокую эффективность, надежность (прочная связь волокон с композитом) и обратимость (при необходимости шины легко удаляются). Шинирование подвижных зубов является продолжением комплексного лечения пародонтита. При острой травме зуба (вывих) его также необходимо шинировать.

ВАЖНО вокруг шинированных зубов соблюдать тщательную гигиену и использовать для этого дополнительные средства гигиены (ирригатор, флоссы,ершики), или как минимум чистка профессиональной зубной пастой и соответствующей щеткой, 2-3 раза в неделю, аккуратно, стараться механически минимально воздействовать на шинирующую конструкцию.